Россия – гарант мира на Днестре

ВЛИЯНИЕ УКРАИНЫ И МОЛДАВИИ НА РАЗВИТИЕ СЕПАРАТИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Проблемы, с которыми столкнулись новые независимые государства после развала Союза ССР, в значительной мере выступают в качестве предпосылок возникновения этнополитических конфликтов. Однако эти факторы не оказывали бы столь разрушительного воздействия на политическую и экономическую стабильность, необходимую для урегулирования конфликтов, если бы спонтанно возникающие проблемы не подогревались сознательно определенными политическими силами. По характеру и уровню существующей и потенциальной конфронтации Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) относятся к зоне острой этнополитической конфронтации. Это означает, что здесь ранее имели место военные действия, а достигнутое с тех пор умиротворение конфликта путем разъединения воюющих сторон не устранило породивших его политических и этнопсихологических проблем. Анализ элементов вооруженного конфликта (условий и причин возникновения, противоречий и их субъектов, этапов и последствий) позволяет определить источники противоречия, его движущие силы, выработать на этой основе предложения по локализации конфликта. Вместе с тем, на этапе политического урегулирования, когда решаются практические задачи по организации переговорного процесса, важно также проанализировать позиции сторон, их действия по выполнению достигнутых договоренностей и роль внешних сил в урегулировании конфликта. При анализе позиций сторон важно учесть точки зрения субъектов конфликта на причины противостояния. В большинстве случаев стороны обвиняют друг друга в разжигании конфликта. Вместе с тем, одна из сторон ( в данном случае ПМР ), как правило, не является субъектом международного права и действует вне рамок конституционного устройства государства, что затрудняет правовое обоснование ее позиции. Для эффективного ведения переговорного процесса между субъектами конфликта большое значение имеет готовность сторон идти на компромиссы. Признание конфликтующими сторонами друг друга в качестве субъектов переговорного процесса, снятие предварительных условий для начала переговоров, согласие на участие "третьих" стран и международных организаций в политическом урегулировании вооруженного конфликта – эти и подобные им действия могут ускорить ведение переговоров. В качестве примера эволюции позиций сторон в конфликте можно привести согласие руководства Молдавии на участие миротворческих сил в восстановлении мира в регионе. Справка: Российский миротворческий контингент был введен в район молдо - приднестровского конфликта в 1992 году. Первоначально его численность составляла 3.100 человек. После подписания Одесских соглашений (1998 г.) Россия сократила свои миротворческие силы. Сейчас в регионе несут службу менее 400 миротворцев РФ. В соответствии со Стамбульским соглашением от 19 ноября 1999 года личный состав и техника ОГРВ должны были покинуть территорию непризнанной Приднестровской Молдавской Республики до конца 2002 года. Президент РФ Ельцин подписал это соглашение в обмен на то, чтобы международное сообщество не приняло резолюцию, осуждающую действия российского руководства в Чечне. Кремль был настроен выполнить свои обязательства, однако ясно себе не представлял, как сможет это сделать. До конца года в Россию необходимо было переместить 700 единиц техники, а также утилизировать и вывезти около 20 тысяч тонн боеприпасов, которые хранились в местечке Колбасна. К началу 2003 года на территории Молдовы и ПМР должны были остаться лишь около 500 российских миротворцев. Между тем решить судьбы военнослужащих - граждан России было непросто. Многие из них "пустили корни" в Приднестровье. По имеющимся оценкам, порядка 70% военнослужащих ОГРВ имели там жилье, многочисленных родных и близких. А Россия вряд ли могла предложить им что-то иное кроме вывода в чистое поле. Однако самой главной проблемой являлось то, что абсолютное большинство населения ПМР настроено категорически против вывода российских войск и всячески стремилось препятствовать выводу техники. Приднестровцы с недоверием смотрели и смотрят на Кишинев, а лидеры ПМР понимают, что присоединение к Молдавии " де - факто" грозит им серьезными проблемами. 20 сентября 2002 года делегация Госдумы РФ, изучившая состояние политической и экономической ситуации в ПМР, направила письмо Президенту РФ В. Путину, в котором сообщала, что "бездействие России в отношении ПМР, попытки не замечать ускоренной "раздачи" украинского гражданства в северных районах Приднестровья наряду с националистическими устремлениями руководства Республики Молдова и Румынии могут привести к резкому обострению обстановки в регионе с далеко идущими последствиями". В результате не афишируемых переговоров руководства ПМР с официальными американскими и украинскими представителями, стороны согласились, что США не будут препятствовать созданию на территории нынешней Молдовы и ПМР государства по типу сербо-черногорской федерации. Тирасполю было поставлено лишь одно условие – содействовать "выдавливанию" России из региона. Не исключался и такой вариант, при котором в перспективе – после приема Румынии в состав блока НАТО – Молдова войдет в состав Румынии, а Приднестровье отойдет к Украине. Причем, если комбинация не удастся, Вашингтон все равно не останется в накладе, поскольку у него появится еще один повод для оказания политического давления на Москву. В данной ситуации заложниками непоследовательной политики Кремля и международных интриг могли стать российские военнослужащие. Россия не пойдет из-за Приднестровья на открытую конфронтацию с международным сообществом, которое безоговорочно поддерживает территориальную целостность Молдавии. Об этом, комментируя для правительственного издания "Независимая Молдова" встречу в Сухуми лидеров непризнанных республик, заявил председатель НПО "Объединенная европейская Молдова" Роман МИХЭЕШ". По мнению молдавского эксперта, власти Молдавии проявили добрую волю, согласившись на переговоры с представителями "Приднестровского режима" под эгидой ОБСЕ и посредников. "Но ОБСЕ является консенсусной организацией: в этом правовом контексте отсутствует механизм принуждения сторон как по срокам проведения переговоров, так и по внедрению возможных достигнутых соглашений. Все зависит от доброй воли сторон и посредников". Позиция Тирасполя была озвучена его лидерами. Они всячески затягивают переговоры в новом формате в ожидании результатов переговоров под эгидой ООН по статусу Косово. Они надеются, что если Косово получит независимость, то и Приднестровье сможет воспользоваться этим прецедентом, Но у каждого конфликта есть своя специфика. Право на самоопределение, согласно ООН, имеют только народы. В Приднестровском же регионе живет часть молдавского народа, что даже отражено в названии само провозглашенной ПМР. "Для Европы и для мира два маленьких молдавских государства – это слишком много, просто неприемлемо",- сказал Роман Михэеш. Если многосторонние переговоры не увенчаются успехом, у Молдавии останется только один шанс сохранить свой суверенитет и территориальную целостность, воспользовавшись теми мирными средствами, которые предоставляет международное право. Это обращение в Совет Безопасности ООН и Международный суд ООН в Гааге, который является высшей судебной инстанцией для рассмотрения юридических споров между государствами". Рассуждая о перспективах проведения референдума о статусе Приднестровья, Михэеш заявил, что приднестровский конфликт является не этническим или религиозным, а геополитическим. Во время прошлогодней переписи населения в Приднестровье живущие в регионе люди задекларировали себя молдаванами, украинцами и русскими в абсолютном большинстве, а приднестровской национальности зафиксировано не было. После переписи и российские и приднестровские официальные лица признали, что не существует приднестровского народа, а есть лишь другой менталитет, который сформировался за 16 лет. Всем ясно, в том числе приднестровским лидерам, что международное сообщество не признает результаты готовящегося референдума, который должен состояться 17 сентября 2006 года, в первую очередь по тому, что право на самоопределение, согласно ООН, имеют только народы. По заключению молдавского эксперта сепаратистские лидеры надеются только на одно: Россия признает итоги этого референдума и независимость Приднестровья в одностороннем порядке. Однако президент Путин уже заявил на встрече с руководителями информационных агенств стран "восьмерки", что Россия никогда не ставит вопрос о включении каких бы то ни было территорий за ее пределами в состав Российского государства. Россия не пойдет на открытую конфронтацию с международным сообществом, которое, безусловно, поддерживает территориальную целостность Молдавии, и не захочет рисковать своим международным статусом, создав себе проблемы с ООН, ОБСЕ, Советом ЕВРОПЫ, ВТО и другими международными организациями и странами. Тем более что Россия сама имеет серьезные проблемы с сепаратизмом, а, признав односторонне Приднестровье, она откроет дорогу к признанию другими государствами своих сепаратистов. 26 июня 2006 года в Тирасполе в Верховном Совете Приднестровья прошли парламентские слушания о миротворческой деятельности в регионе. В данных слушаниях приняли участие руководители силовых структур ПМР и воинские начальники миротворческих контингентов, а также представители России, Украины и ОБСЕ. Как передает корреспондент ИА REGNUM, сообщение об этом распространило министерство информации и телекоммуникаций ПМР. Председатель парламентского комитета по обороне, безопасности и миротворческой деятельности Олег Гудымо выразил мнение о том, что в настоящее время "миротворческая тема" очень актуальна, так как власти Молдавии пытаются дестабилизировать обстановку в зоне конфликта и вытеснить Россию из формата миротворческой операции. Все участники слушаний высказались за сохранение нынешнего миротворческого механизма. Начальник Главного штаба вооруженных сил Приднестровья Владимир Атаманюк назвал МС-операцию в регионе уникальной: "Уникальность ее в том, что в ней, помимо стран-гарантов, участвуют и контингенты конфликтующих сторон". Теперь о другой стороне этого, пока неразрешимого сепаратистского вопроса по ПМР. Политические партии Молдавии готовы поднять вопрос о вступлении своей страны в НАТО, но не делают этого потому, что тогда о решении приднестровского вопроса можно будет забыть. Об этом заявил 26 июня т.г. в интервью "Независимой газете" директор кишиневского Института общественной политики Аркадий Барбарошие. Для вступления в Североатлантический альянс следует изменить Конституцию, по которой Молдавия – нейтральное государство, в то же время население Приднестровья выступает против такой перспективы, пояснил политолог. Комментируя недавний визит президента Молдавии Владимира Воронина в Брюссель, Барбарошие заявил, что В. Воронин решил использовать трибуну "большой восьмерки", чтобы еще раз напомнить о неурегулированном конфликте на территории его страны. Он посетил Брюссель, чтобы заручиться европейской поддержкой, поскольку поддержка США ему уже обеспечена, – заявил эксперт. По словам молдавского политолога, "в Брюсселе Воронин обсудил приднестровскую тематику не только с руководством ЕС, но и с НАТО, интересы которого ко всему, что происходит в Молдавии, продиктованы близостью ее границ – соседняя Румыния, пока только готовится вступить в ЕС, но уже стала членом НАТО". Он не ожидает коренных изменений в процессе урегулирования после саммита "большой восьмерки". " Скорее всего, России еще раз напомнят, что ей следует поторопиться с выводом войск из Приднестровья, а затем США и страны ЕС подтвердят свою позицию в отношении наведения порядка на приднестровском участке молдавско-украинской границы",- заметил эксперт. В последнее время зарубежные СМИ активно обсуждали вопрос о контрабанде оружия и наркотиков, которая, по мнению некоторых западных и молдавских журналистов, имеет место в Приднестровье. По утверждениям зарубежной прессы, Приднестровье является "черной дырой", через которую в Европу попадает контрабанда. Скандал начался с того, что молдавская разведка якобы обнаружила поток контрабанды оружия из Приднестровья через Украину в подозреваемые в пособничестве терроризму государства на Ближнем Востоке, в Африку, Грузию и даже в Венесуэлу. По данному факту в январе текущего года на украинско-приднестровскую границу прибыли контролеры от Совета Европы, которые, однако, до настоящего времени ничего противозаконного не обнаружили. Но то, что европейцы увидели на одесском участке украинской границы, повергло их в трепет. Президент Украины В. Ющенко, получив от них секретные документы, принял решение о закрытии границы и замене пограничников. 3 марта 2006 года Украина ввела новые правила на границе с Приднестровьем, согласно которым пересекать границу в украинском направлении могут только те приднестровские грузы, которые прошли оформление в таможенных органах Молдавии. По мнению Кишинева, эти меры должны привести к легализации приднестровских хозяйствующих субъектов. Однако данный шаг нельзя расценить иначе как экономической блокадой региона, целью которой является дестабилизация экономической ситуации в Приднестровье. На вопрос одного из западных журналистов о причинах бойкота ПМР, президент Молдавии В. Воронин заявил, что совместный с Украиной контроль экспорта из данного региона введен для пресечения контрабанды и, прежде всего, оружия. Зам. Гендиректора таможенной службы Молдавии Анатолие Барбарошие пояснил, что у приднестровцев на одесском участке все схвачено. Он утверждал, что дело не только в оружии. По его мнению разгул даже мирной приднестровской контрабанды превзошел все мыслимые пределы. Поэтому, приняв совместно с Украиной эти меры к ПМР, молдавские таможенники защищают не только интересы Молдавии и Украины, но и российский рынок, российских производителей. Руководство Приднестровья не может понять о какой контрабанде оружия идет речь? Для выяснения ситуации оно пригласило двух независимых инспекторов - зам. секретаря Совбеза России Ю. Зубкова и зам. секретаря Совета национальности безопасности и обороны Украины С. Пирожкова. Однако в ходе посещения заводов, знакомства с технологическим процессом российско-украинская комиссия установила, что оружие здесь не производится. С декабря 2005 года 50 европейских экспертов, состоящих из пограничников и таможенников, осуществляют контроль на границе по просьбе Кишинева и Киева. Однако информации об отлаженных каналах контрабанды на границе от них не поступает. Напрашивается вывод, что это может быть одной из хитрых политических уловок с целью осуществления экономической блокады ПМР. 23 – 24 марта 2006 года в Сочи прошла международная конференция "Модели стабильности в Черноморско-кавказском регионе" под эгидой фонда "Свободная Европа". По поводу экономической блокады участники конференции сделали, в частности, следующее заявление: "Пойдя на вопиющее нарушение Московского Меморандума "Об основах нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем" от 1997 года, предусматривающего, что "Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях". Украина тем самым лишила себя статуса страны-гаранта мирного урегулирования, поддержав позицию одной из сторон конфликта". Не вызывает сомнения, что целью экономической блокады является принуждение Приднестровья к капитуляции на условиях Кишинева под угрозой гуманитарной катастрофы и социально-политического кризиса. От действий украинских властей страдает население региона, в том числе около 70 тысяч граждан Украины, проживающих в ПМР. Нарушаются внешнеэкономические связи и контракты приднестровских предприятий и фирм, убытки бюджета исчисляются миллионами долларов. Все это способствует росту сепаратистских настроений у населения Приднестровья. Ранним утром 6 июля один из микрорайонов Тирасполя потряс сильный взрыв. Специально созданной оперативно-следственной группой было установлено, что в 7:15 утра маршрутный микроавтобус "Мерседес" остановился на перекрестке в одном из жилых микрорайонов города. Рядом на светофоре стоял троллейбус. В указанное время раздался взрыв. От маршрутки остался только искореженный остов. В троллейбусе были выбиты стекла с левой стороны и деформирован корпус. В результате взрыва из 11 пассажиров маршрутки погибло 7 человек. Из них – 5 женщин и 2 мужчин. Среди погибших – медсестра российского военного госпиталя Лидия Эрикс. Из троллейбуса 4-го маршрута поступило в больницы 20 человек с различными повреждениями: от порезов осколками стекла до черепно-мозговых травм. Капитану Оперативной группы ВС РФ в Приднестровье Александру Закусило пришлось ампутировать ногу. Пострадала и находившаяся с ним его беременная супруга, получившая травму головы. Было выдвинуто несколько версий случившегося. Сразу же исключили вариант с самопроизвольным взрывом газового баллона, поскольку у микроавтобуса был дизельный двигатель. Вполне возможным был вариант взрыва ранее заложенной в маршрутку бомбы, либо перевозимой кем-то из пассажиров. Ясности в том, каков был тип сработавшего взрывного устройства и по какой причине оно сработало, у силовиков не было. В связи с этим было принято решение обратиться за помощью к российским и украинским специалистам-взрывотехникам. Местные эксперты склонялись к версии, что бомбу просто перевозили в маршрутке и не собирались ее взрывать. Но была не ясна цель ее использования - теракт или заказное убийство. К вечеру этого же дня событие стало окрашиваться в политический цвет. Замминистра внутренних дел Приднестровья Олег Беляков высказал мнение о возможной причастности к взрыву молдавских спецслужб По его мнению он совершен с целью дестабилизации обстановки в Приднестровье в преддверии всенародного референдума о статусе ПМР. В Кишиневе о факте взрыва сложилось свое неофициальное мнение. Здесь не исключают возможности политической провокации со стороны силовых структур ПМР с молчаливого согласия ее руководства, с целью опорочить Молдову в глазах мирового сообщества и членов саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге и дальнейшего разжигания сепаратистских настроений среди населения. Между тем Кишинев предложил Тирасполю разнообразную помощь. Однако приднестровские власти отказались не только от содействия молдавских спецслужб в расследовании причин взрыва, но и от предложенных медицинских услуг, сославшись на наличие всего необходимого. На следующий день после взрыва выживший водитель маршрутки показал, что в машину сел высокий молодой человек с большим рюкзаком, чем привлек к себе внимание. Вскоре в рюкзаке у него взорвалась бомба, или же он сам привел ее в действие. Начальник отдела по борьбе с организованной преступностью МВД Руслан Мова заявил, что подозреваемым является Александр Беляев. При обыске у него дома было найдено аналогичное взрывное устройство (по другой версии взрывчатка). Теперь следствию предстоит ответить на вопрос, откуда у него взялась бомба, куда он с ней направлялся. Прибыв в Тирасполь, российские эксперты-взрывотехники из ФСБ сразу же приступили к анализу собранных вещественных доказательств. Руководитель группы экспертов Николай Савицкий заявил, что говорить о каких-либо даже предварительных выводах еще не время. Желание в расследовании загадочного взрыва выразили также американцы и европейцы. Официальный представитель Госдепартамента США Шон Маккормак осудил неизвестных организаторов взрыва, хотя неизвестно были ли они вообще, и предложил свою помощь. Миссия ОБСЕ в Кишиневе распространила заявление, в котором предложила свою помощь в установлении причин происшествия, в выявлении, задержании и наказании преступников. Молдавскую и приднестровскую стороны призвали воздержаться от выводов и каких-либо действий до окончания расследования и установления виновных. Какие же напрашиваются выводы из случившегося в Тирасполе? По-прежнему остается неизвестным: что взорвалось, почему, был ли заказчик и решить эти вопросы можно только объединив усилия не только Приднестровья и Молдавии, Украины и России, но и представителей стран, заинтересованных в мире и спокойствии в Европе. Поэтому Тирасполю нельзя отказываться от любой помощи для быстрейшего разрешения произошедшего. Версия теракта кажется маловероятной, так как шахиды с бомбами больше ассоциируются с террористами из исламских фундамендальных группировок. Но если это сделано по заказу, то выявлять заказчиков необходимо с помощью стран, объединившихся на борьбу с терроризмом под эгидой ООН. В настоящее время это одна из основных задач всего мирового сообщества. Если учесть, что в Тирасполе сталкиваются интересы России и, особенно, Запада, желающего видеть в Кишиневе "форт-пост демократии", нельзя полностью исключить вероятность политической провокации. Не исключено, что бомба предназначалась для зарвавшегося политика или несговорчивого бизнесмена, а может быть и криминального авторитета. Тогда и ПМР и Молдавии, учитывая их взаимоотношения, необходимо в полной мере использовать возможности правоохранительных структур в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Как видно, разжиганию сепаратистских настроений среди руководства, представителей бизнеса и в целом населения Приднестровья, способствуют недальновидные, несогласованные, а порой и противоречащие здравому смыслу, действия политического руководства Киева и Кишинева. В конце концов, политики и "политиканы" всех мастей и рангов, а также их "зарубежные подпевалы" должны понять, что мир и спокойствие в регионе зависит не от их желания, а от воли и решения населения Приднестровья, сделавшего свой выбор. В противном случае можно ожидать только очередного всплеска сепаратизма и усиления конфронтации, вплоть до вооруженного конфликта.

А.М.Невдачинов

НА ГЛАВНУЮ

©15 August 2006